Кафедра
"Автоматика и телемеханика
на железных дорогах"
История

В 70-х годах прошлого века начинают применяться первые механические устройства для управления стрелками и сигналами. Несколько позднее комплекс приборов, реализующий зависимости между стрелками, сигналами и поездной ситуацией, получил название устройств сигнализации, централизации и блокировки - СЦБ. Их постоянное развитие и совершенствование потребовало специальной подготовки инженеров. Поэтому в 1882 году профессор Я.Н. Гордеенко впервые вводит в курс "Железные дороги" раздел по железнодорожной сигнализации. Первый дипломный проект по СЦБ "Сигнализация и группировка стрелок на станции Казатин" был выполнен в 1888 г., а в 1895 г. была защищена первая диссертация "О центральных устройствах управления стрелками и сигналами на русских железных дорогах". Но все же целенаправленной подготовки инженеров-эсцебистов в это время не было, а указанные работы были всего лишь отдельными эпизодами.

В 1908 году в Петербургском электротехническом институте организуется лаборатория электрической централизации. И.П. Вальд начинает читать студентам небольшой курс по СЦБ. В 1925 г. на базе этой лаборатории открывается специализация "СЦБ и связь" с выпуском небольшого количества инженеров. Преподавание ведется под руководством Н.О.Рогинского, а основные разделы специализации читают Н.В. Лупал и Н.А. Магский.

К 1928 году в Ленинградском институте путей сообщения уже существовала лаборатория по СЦБ, где преподавались основы этой дисциплины для студентов-движенцев. В 1930-1931 гг. после создания на базе его водных, воздушных и автодорожных факультетов самостоятельных высших учебных заведений институт получил название Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТа). В это же время здесь открывается специальность СЦБ и организуется кафедра "Сигнализация, централизация и блокировка", которой заведовал профессор Н.В. Лупал. Она первой в стране начала подготовку специалистов по СЦБ и уже в 1934 г. состоялся первый выпуск 17-ти инженеров.

В июне 1937 г. на базе факультета СЦБ и связи ЛИИЖТа был организован Ленинградский электротехнический институт инженеров сигнализации и связи ЛЭТИИСС (с 1950 г. - ЛЭТИИЖТ), который стал основным высшим учебным заведением страны, готовящим кадры для отрасли. На факультете СЦБ ЛЭТИИССа были организованы кафедры "Электрическая централизация" и "Автоблокировка" (заведующие кафедрой соответственно Н.В. Лупал и М.И. Влодавский).

В годы Великой Отечественной войны институт эвакуируется в г. Алма-Ату. Здесь создается объединенная кафедра СЦБ, которая кроме учебного процесса выполняет научные исследования в помощь фронтовым железным дорогам. После возвращения в 1945 г. института в родные стены кафедры вновь разъединили. Преподаватели и студенты стали приводить в порядок помещения и сохранившееся после блокады оборудование, но учебный процесс и исследовательская работа продолжаются практически без перерыва. С 1945 по 1954 г. выпуск инженеров эсцебистов увеличился почти до 150 чел. в год. Кроме того, была организована трехгодичная инженерная подготовка для техников-производственников.
В 1949 г. специальность СЦБ стала называться "Автоматика и телемеханика на железных дорогах", а кафедры - соответственно "Автоматика и телемеханика на станциях" и "Автоматика и телемеханика на перегонах".

В 1954 г. ЛЭТИИЖТ вошел в состав ЛИИЖТа и стал его электротехническим факультетом. Специалисты по железнодорожной автоматике были объединены в составе кафедры "Автоматика и телемеханика на железных дорогах", название которой сохранилось до настоящего времени. До 1960 г. ею руководил профессор Н.В. Лупал. Впоследствии заведующими кафедрой были А.А. Эйлер (1960-1961 гг.),
А.С. Переборов
(1961-1986 гг.) и В.Ю. Ефимов (1986-1991 гг.). С 1991 г. кафедрой заведует Вл.В.Сапожников.
Расширение объемов научно-исследовательских работ на кафедре привело к организации в 1957 г. научно-исследовательской лаборатории систем автоматики. Это позволило привлекать к выполнению научных исследований и инженерных разработок студентов. Часть из них впоследствии стала достойным кадровым пополнением кафедры. Практически все преподаватели кафедры начинали свою трудовую деятельность в стенах научно-исследовательской лаборатории, участвуя в создании новых устройств автоматики от разработки до внедрения. Именно здесь закладывались основы для дальнейшей педагогической деятельности.
В настоящее время на кафедре работают 118 сотрудников, в том числе 4 доктора и 24 кандидата технических наук.



 

Copyright © Петербургский государственный университет путей сообщения, 2001
Дизайн и реализация - Яблонский С.А.
Вебмастер: webmaster@pgups.ru