История

Факультет основан в 1930 году. История факультета неразрывно связана с осуществлением электрификации железных дорог нашей страны. По утвержденному в декабре 1920 года плану интенсивно развернуты научные и технико-экономические исследования по электрической тяге. В 1924 году начаты строительно-монтажные работы по электрификации участка Баку - Сабунчи - Сураханы, движение на котором открыто в 1926 году.

С 1925 года началось проектирование Московского метрополитена. С 1927 года электрифицируется участок Москва - Мытищи, который начал эксплуатироваться в 1929 году. С 1928 года заводы "Динамо" и Коломенский машиностроительный приступили к проектированию и подготовке к производству электровозов, в первую очередь для эксплуатации на первом участке Сурамского перевала, электрификация которого была закончена в 1932 году. Электрификация железных дорог, потребности бурно развивающегося трамвая в городах страны требовали большого количества инженерных кадров.

С осени 1930 года начато обучение студентов по специальности "Электрификация железных дорог" на Электротехническом факультете Ленинградского института инженеров путей сообщения.

В сентябре 1932 года организован Электромеханический факультет для подготовки инженеров по трем профилям:

1. Электрический подвижной состав;
2. Тяговые подстанции и контактная сеть;
3. Тепловые установки.

В состав факультета вошли кафедры:

1. Электрические машины (зав.кафедрой профессор Ф.И.Холуянов);
2. Основы электрической тяги (зав.кафедрой профессор А.Б.Лебедев);
3.Электрический подвижной состав (зав.кафедрой профессор В.А.Шевалин);
4.Электроснабжение электрических железных дорог (зав.кафедрой профессор Н.Н.Костромитин);
5. Электрический привод (зав.кафедрой профессор С.А.Ринкевич).

В 1936 году Электромеханический факультет реорганизован в факультет Электрификации железных дорог со специальностями "Подвижной состав электрических железных дорог", "Электроснабжение электрифицированных железных дорог". Деканом факультета был назначен профессор Н.Н.Костромитин. В таком виде факультет просуществовал до 1942 года.
В 1942 году факультет реорганизован в Энергетический со специальностями "Электрификация железных дорог" и "Энергетика железнодорожного транспорта". Декан факультета - профессор А.Е.Алексеев.

До 1958 года в состав факультета входили кафедры:

1. Электрические машины (заведующий кафедрой профессор А.Е.Алексеев);
2. Теоретические основы электротехники (заведующий кафедрой профессор А.Е.Каплянский);
3. Электрическая тяга (заведующий кафедрой доцент Н.Н.Сидоров);
4. Электроснабжение электрических железных дорог (заведующий кафедрой доцент С.Е.Кузин);
5. Теплотехника (заведующий кафедрой С.И.Кузьмин).

С 1952 года факультет осуществляет подготовку инженеров по специальностям "Электрификация железных дорог" и "Тепловые энергетические установки".

В 1958 году факультет вновь переименован в факультет электрификации железных дорог со специальностями "Подвижной состав электрических железных дорог" и "Электроснабжение электрических железных дорог". Кафедра Теплотехника переведена на Механический факультет института. С 1971 года факультет стал называться Электромеханическим. В его состав вошли кафедры Электрическая тяга, Электроснабжение железных дорог, Электрические машины, Теоретические основы электротехники и Электротехника. С 1990 года в состав факультета вошла кафедра Прикладная математика.

В создании кафедр, в развитии и становлении Электромеханического факультета принимали участие виднейшие ученые нашей страны Г.О.Графтио, члены-корреспонденты Академии наук А.Е.Алексеев, А.Б.Лебедев, профессора - В.А.Шевалин, Н.Н.Костромитин, Н.Н.Сидоров, В.И.Некрасов.

В настоящее время факультет является важнейшим в Северо-Западном регионе центром подготовки специалистов в области электрического транспорта железных дорог, метрополитенов, городского хозяйства и промышленных предприятий. В области научных исследований и подготовки кадров факультет сотрудничает с Октябрьской и другими железными дорогами, с Департаментом Локомотивного хозяйства и Электрификации железных дорог МПС, РАО ВСМ, НЭВЗИ ВЭлНИИ г.Новочеркасска, Кировским заводом, холдинговой компанией "Ленинец", Вагоностроительным заводом им.И.Е.Егорова, Петербургским метрополитеном и Метростроем.

На факультете работают 11 докторов технических и физико-математических наук, профессоров и более 30 кандидатов технических наук.

 

Copyright © Петербургский государственный университет путей сообщения, 2001
Дизайн и реализация - Яблонский С.А.
Вебмастер: webmaster@pgups.ru