ЦМЖТ России
Телефоны:
(812) 168-80-05,
(812) 168-80-11,
(812) 315-14-76
Адрес: Россия,
Санкт-Петербург, Садовая, 52

Директор
Закревская Галина Петровна
Телефон: (812) 315-14-76
История создания музея

Музей основан в 1813 г. при Петербургском Институте Корпуса Инженеров Путей Сообщения. В Положении об Институте 1809 г. записано: " В особой зале хранимы будут модели всех важных в России и .других землях сооружений, существующие или только предназначенные..."
Первоначально музей состоял из шести кабинетов: модельного и механического, строительно-рабочих инструментов, образце в строительных материалов, физического, геодезического, минералогического. В них проводились практические учебные занятия для воспитанников института. Коллекция пополнялась моделями, макетами, чертежами, выполненными при строительстве дорог, мостов, каналов и т.п., кроме того, студенты и мастера изготовляли модели в учебных мастерских. В 1862 г. музей, оставаясь в стенах институт и являясь учебной базой, открыл свои двери для широкой публики.
По предложению Министерства Путей Сообщения в Санкт-Петербурге 22 июня 1895 г. был основан Музей Министерства Путей Сообщения с присвоением ему имени Императора Николая 1. Экспонаты музея расположили в манеже при здании Министерства путей сообщения, ныне там спортивный зал кафедры физического воспитания и спорта ПГУПС.
В 1902 г. построено по проекту архитектора П.С.Купинского здание специально для Музея имени Императора Николая 1, в котором музей находится и в настоящее время (Садовая ул. д.50 ). Экспонаты институтского и Министерского музеев были объединены и разместились в новом здании.
В 1987 г. в год 150-летия отечественных железных дорог, музей преобразован в Центральный музей железнодорож-
ного транспорта СССР с подчинением МПС, с 1992 г.- в ведении МПС Российской Федерации.
Сегодня Центральный музей железнодорожного транспорта России хранит около 50000 разнообразных экспонатов, отражающих развитие отечественной железнодорожной науки и техники. Многие из экспонатов, выполненные более 100-150 лет назад, уникальны. Коллекции моделей подвижного состава, работавшего на железных дорогах России, СССР, моделей мостов - более 100 единиц, СЦБ не имеют себе равных в стране по научной значимости; более 1000 альбомов содержат акварельный, графический и фото материал о строительстве железных дорог: Царскосельской, Николаевской, Московской, Транссибирской, Среднеазиатской и многих других.
За последний 20 лет музей собрал более 50 единиц натурных локомотивов и вагонов ,эти экспонаты сохраняются на специальной площадке под С-Петербургом (ст.Лебяжье),среди них: сохранившиеся в единственном экземпляре, в мире паровозы СД , СК электровоз Сс, электросекция См-3 и др.; ведутся работы по реставрационному ремонту и сбору предметов железнодорожной техники, являющихся памятниками истории, науки и техники.
Уникальные материалы по истории мостостроения в России: модели XIX-XX веков, чертежи, рисунки и т.п. позволили открыть в 1992 г. филиал музея в Красном селе под С-Петербургом по теме "0течественное мостостроение". Экспозиция филиала размещена в шести залах общей площадью около 500 кв.м., рассказывает о мостах С-Петербурга, о становлении школы мостостроения в России, основоположниками которой явились инженеры-путейцы.
Основные посетители музея - это студенты, школьники, учащиеся ПТУ, для них проводятся специализированные экскурсии с демонстрацией действующих моделей: "Физика на транспорте", "Транспорт - составная часть экономики", по профориентации и др. При музее с 1988 года работает "Клуб любителей истории и техники железнодорожного транспорта".

Прогулка по залам ЦМЖТ

Экспозиция музея расположена в 11 залах на площади около 1200 квадратных метров, в здании, построенном специально для музея в 1902 году по проекту архитектора П.С. Купинского. Экспозиция построена тематически, в хронологическом порядке; посетитель знакомится с развитием железнодорожной индустрии от зарождения железных дорог до сегодняшнего дня.

Зал 1. "Зарождение железных дорог".
Зал 2. "Экспозиция, посвященная ПГУПСу - первому транспортному высшему учебному заведению России".
Зал 3. "Строительство железных дорог во второй половине XIX и начале XX века".

Зал 4. "Развитие отечественного паровозо- и вагоностроения".
Залы 6-11.
Из фондов ЦМЖД (слайд-шоу)
 

Copyright © Петербургский государственный университет путей сообщения, 2001
Дизайн и реализация - Яблонский С.А.
Вебмастер: webmaster@pgups.ru