Музей ПГУПС
Телефон:
(812) 113-46-51
Часы работы:
12.00-13.30,
вторник и пятница.

Директор
Глащенков Георгий Александрович,
к.т.н., доцент
Телефон: (812)113-46-51
Комната 7-219
Совет музея
Председатель:
проректор по научной работе проф. В.В.Сапожников;
Зам. председателя:
директор музея к.т.н Г.А.Глащенков;
члены Совета:
проф. Н.И.Абрамов, д.т.н. М.М.Воронина, Г.П.Закревская, засл. работник культуры РФ, директор ЦМЖТ проф. В.Г.Иванов, к.т.н. Ю.С.Калинин, к.т.н. с.н.с. И.П.Киселев, к.т.н. Л.И.Коренев, к.т.н. с.н.с. Н.Ф.Махновский, проф. В.Е.Павлов, проф. Б.Ф.Тарасов, проф. В.В.Фортунатов, к.т.н. В.И.Ярохно.

История создания музея

Музей основан в декабре 1993 г., открыт для посетителей 1 декабря 1994 г. Экспозиция музея раскрывает этапы развития старейшего транспортного вуза России и Западной Европы от Института Корпуса инженеров путей сообщения (1809) до Государственного университета путей сообщения (1993).

Экспозиция

Структура экспозиции включает следующие разделы.

1. Рождение института (1809-1859):

  • первые ректоры (от А.А.Бетанкура до Е.И.Сивербрика) - приведены очерки деятельности ректоров и пять портретов работы художника Е.В.Андреева;
  • структура института - в графической форме показана организационная схема института, состоящая из двух бригад: старшей (прапорщики) и младшей (портупей-прапорщики);
  • первые постройки, дороги и мосты - здание Манежа в Москве (А.Бетанкур, В.Третер), фрагменты строительства шоссейной дороги Петербург-Москва (1816-1833) и др. сооружения;
  • выдающиеся питомцы - П.И.Мельников, Н.О.Крафт, Д.И.Журавский, С.В.Кербедз (художественный листок Е.Тимме 1859г., книги биографической серии АН СССР современных авторов);
  • строительство Царскосельской железной дороги - портрет Ф.А.Герстнера, фото подвижного состава, служебная арматура ЦСЖД, значки к 150-летию дороги и др. экспонаты;
  • итоги первого 50-летия института:
    1) подготовлено 1558 специалистов, в том числе 278 техников в строительный отряд путей сообщения;
    2) ко дню юбилея в институте было 75 профессоров, преподавателей и 265 воспитанников;
    3) библиотека насчитывала 11700 томов книг;
    4) ученые и питомцы опубликовали свыше 300 крупных научных работ;
    5) в России было построено около 1500 км железных дорог, 7300 км шоссейных дорог, 14550 км телеграфных линий
    6) построены Шлиссельбургские и Новоладожские шлюзы, Онежский, Белозерский и Сайминский каналы, морские сооружения в Кронштадте и Николаеве;
    7) в 1850 г. введен в эксплуатацию первый постоянный мост через Неву;
    8) построена и сдана в эксплуатацию первая в Европе двухпутная железная дорога из Петербурга в Москву.

2. Становление ИИПС (1860-1918)

  • преобразование ИКИПС в 1861-63 гг. в открытое учебное заведение ИИПС (с 1877 г. - ИИПС Императора Александра I);
  • с 1864 г. выпускникам присваивается звание гражданского инженера и выдается диплом соответствующего образца;
  • значительное расширение библиотеки, пополнение фондов подлинными чертежами О.Монферрана и др. приобретения;
  • подъем железнодорожного строительства в России.

3. Поиски и эксперименты. Преобразование ЛИИПС (1920-1930):

  • реформа образования - открытие рабфака и основного факультета;
  • первые факультеты (1920): сухопутных сообщений, водных сообщений, инженерных сооружений, воздушных сообщений;
  • решение о разделении ЛИИПС;
  • генерация отраслевых транспортных вузов: ЛИИЖТ, ЛИИВТ, ЛААИ, ЛИИГВФ, ВТА (1932), ЛЭТИИСС (1937).

4. Образование ЛИИЖТа (1931-1993):

  • объединение ЛПСУК и ЛЭМУК - разделение ЛИИЖТа на два учебных комбината и воссоздание ЛИИЖТа;
  • первые ж.д. специализации, расширение их номенклатуры;
  • выдающиеся питомцы ЛИИЖТа - академики и члены-корреспонденты АН СССР, Герои социалистического труда;
  • 150-летие вуза - альбомы, книги, грамоты;
  • деятельность ректоров;
  • научные школы института - первые школы транспортной науки в России;
  • портретная галерея руководителей вуза (25 портретов) и почетных профессоров (около 80 портретов);
  • выдающиеся студенты-спортсмены, чемпионы мира, Европы и Олимпийских игр.

Среди экспонатов:

  • труды А.А.Бетанкура и книги о нем;
  • подлинные предметы, относящиеся к истории вуза;
  • образцы студенческой формы ХIХ-ХХ веков;
  • академические значки;
  • памятные медали в честь знаменитых питомцев и их построек;
  • коллекция значков и медалей "От чугунки до БАМа" (свыше 4300 предметов);
  • издания первых учебников и монографий;
  • подарки институту;
  • альбомы выпускников разных лет (с 1896 г.);
  • образцы дипломов ХIХ-ХХ веков;
  • студенческие зачетные книжки (с 10-х годов ХХ в.);
  • учебные программы;
  • биографические издания об ученых и профессорах института;
  • материалы и приветственные адреса к 175- и 185-летию института и университета;
  • образцы издательской деятельности института по истории транспорта.

В фондах музея содержится свыше 6 тысяч единиц хранения, включая фалеристическую коллекцию "От чугунки до БАМа" - крупнейшее в мире музейное собрание значков и медалей по железнодорожной тематике.

Из фондов музея университета
 

Copyright © Петербургский государственный университет путей сообщения, 2001
Дизайн и реализация - Яблонский С.А.
Вебмастер: webmaster@pgups.ru